Я узнала о том, что у меня диабет, в 10 лет, хотя догадывалась о диагнозе и раньше. Помню, у меня осталась увеличена шея после того, как я переболела эпидемическим паротитом (в народе «свинка»). Оказалось, что у осложнение: аутоиммунных тиреоидит. Меня госпитализировали в стационар, где я познакомилась с девочкой, которая с трех лет болела сахарным диабетом. Почему-то меня заинтересовал ее диагноз, я много расспрашивала и наблюдала. Я сравнивала нас и заметила много общего. Леся много пила — и я много пила, она часто бегала в туалет — и я тоже. Я сказала об этом врачу, мы сдали кровь на сахар, обнаружили верхнюю границу нормы и меня отпустили домой…
Позже я заметила, что стала какой-то агрессивной и раздражительной. Я могла даже кричать на своих бабушек, о чем до сих пор жалею. Кроме того, царапины, раны и даже укусы комаров стали плохо заживать, а меня и дальше мучила сильная жажда. Даже моя сестренка думала, что я много пью и бегаю в туалет намеренно, чтобы с ней не играть.
Я сопоставила мои симптомы с проявлениями у знакомой из больницы и попросила маму поехать сдать анализы на сахар. Сахар оказался 12 ммоль/л. Помню, тогда после пикника с друзьями осталась пачка конфет, которую мне отец привез из-за границы. Я ее отодвинула и сказала: «Все, больше мне нельзя».
С тех пор началась жизнь с диабетом.
Нелегкий путь к принятию диабета
К большому счастью, именно тогда в Виннице при содействии Ново Нордиск открылась первая Школа диабета. Мы учились там вместе с мамой. Я до сих пор помню имена всех врачей, которые тогда преподавали.
Тогда, в детстве, я сразу приняла свой диагноз. Но через пять-шесть лет, уже в подростковом возрасте, появилось сильное сопротивление. Мне казалось, что врачи — просто теоретики и не понимают, что стоит несколько дней не колоть инсулин — и все пройдет, организм сможет сам его производить.
Помню, мне было четырнадцать или пятнадцать лет, я поехала на летние каникулы к бабушке, где контроль был меньше, чем с мамой. Там я решила поэкспериментировать. Думала, что если не буду есть углеводов, то инсулин будет не нужен. Я обманывала бабушку, говорила, что сделала инъекцию, а сама пропускала. Без инсулина я продержалась почти два дня. Затем началась жажда, тошнота, рвота. Бабушка заметила, что мне плохо, но я убедила ее, что отравилась абрикосами.
Уже вечером следующего дня мне все же хватило ума ввести инсулин. Тогда я поняла, что чуда не произошло и без инсулина мой организм жить не сможет. Слава Богу, все обошлось без реанимации и я смогла сама себя вывести из этого состояния.
Мой особый образ жизни
За двадцать шесть лет, которые я живу с диабетом, отношение к этому заболеванию и методы лечения изменились к лучшему. Прежде считалось, что людям с диабетом можно «только гречку» и уж точно нельзя сладкого. Однажды, когда мы с подругой были в кафе, она мне сказала: «Я всегда думала, что людям с сахарным диабетом нельзя есть сладости, но не помню ни разу, чтобы ты отказалась от пирожных». Я ответила: «Юля, ну вот ты захотела тортик, ты что делаешь? Покупаешь и ешь. И я так же, просто должна посчитать количество единиц инсулина, которые нужно уколоть перед тем, как съесть этот торт, и все».
Поэтому жизнь продолжается и есть можно все, просто нужно считать Хлебные Единицы (или количество углеводов). Тем более, после 2006 года, когда меня перевели на аналоговые инсулины, это дало большую свободу действий и упростило режим.
Мечтаю о «выходном дне»
Если говорить о том, чего мне не хватает в жизни с диагнозом, — это «выходного дня». До сих пор мечтаю, чтобы шесть дней я могла работать над диабетом, а один день был выходной. Жаль, что так нельзя.
Сначала мне не хватало уверенности, что диабет — это не приговор. В стационаре я видела людей с ампутированными ногами, слепых и с другими осложнениями.
Часто люди скрывают свой диагноз от окружающих. Например, у моей знакомой распался брак из-за того, что свекровь считала ее инвалидом. Детей в школе называют наркоманами. Это все — из-за неосведомленности человечества об этой болезни. Я также не очень хотела говорить о своем диагнозе, однако впоследствии мое отношение изменилось. К тому же, благодаря сахарному диабету я познакомилась с людьми, которые стали очень важными для меня, поддерживают и вдохновляют меня. Кто знает, встретились бы мы с этими людьми, если бы не диабет.
Вообще, людям, впервые узнавшим о своем диагнозе, я хочу сказать: жизнь продолжается! Вы точно можете жить полноценно и счастливо!
Ведь диабет — это просто особый образ жизни!
***
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Количество углеводов и доза инсулина
Есть два варианта расчета количества углеводов и соответствующей дозы инсулина:
- Расчет дозы инсулина в зависимости от того, сколько вы планируете съесть углеводов.
Такой принцип удобен, если вы планируете есть не дома. Ваш врач, медсестра или диетолог могут помочь индивидуально рассчитать соответствие дозы инсулина количеству углеводов. Также вы должны знать свой углеводный коэффициент — дозу инсулина, которая необходима именно вам для усвоения 1 Хлебной Единицы (ХЕ). Этот коэффициент зависит от возраста, массы тела, а также от времени суток. В зависимости от количества ХЕ, которые вы планируете съесть, будет меняться количество единиц инсулина. - Подсчет количества углеводов в соответствии с назначенной дозы.
Если использовать такой способ расчета, нужно съедать при каждом приеме пищи одинаковое количество ХЕ. То есть количество пищи приспосабливать к определенной дозе инсулина. Как узнать количество углеводов, которое содержится в пищевых продуктах? Обращайте внимание на этикетки и маркировки на продуктах. На этикетках многих продуктов указано количество углеводов в порции или в 100 г продукта.
Старайтесь придерживаться одного и того же времени для введения инсулина и основных приемов пищи.
В некоторых условиях, например, во время острого заболевания или когда вы остаетесь на какое-то мероприятие или посещаете друзей, очень сложно придерживаться привычного режима питания. Поэтому, если вы планируете отложить следующий прием пищи, желательно определить уровень глюкозы в крови. Если уровень глюкозы в крови низкий — съешьте что-то сладкое.
Если вы планируете поесть немного раньше обычного, может потребоваться большая доза инсулина или дополнительная доза инсулина через некоторое время. Если вы планируете посетить ресторан или вечеринку, целесообразно рассчитывать дозу инсулина в зависимости от количества ХЕ в еде, которую вы планируете съесть. Лучше дождаться, когда вам принесут заказ, подсчитать количество ХЕ и рассчитать необходимую дозу инсулина, или попросить информацию о весе и состав заказанной еды.
Берегите себя и помните, что диабет — не приговор!