Люди с диабетом во всем мире нуждаются в поддержке государства в лечении своей болезни. Украина — не исключение. Но, если сравнивать цифры, демонстрирующие масштабы государственной помощи диа-пациентам в нашей и других странах цивилизованного мира, разница чувствуется колоссальная. Поэтому и приходится, особенно в регионах, все время сталкиваться с дефицитом препаратов, инсулинов, гаджетов для людей, нуждающихся в них почти как в воздухе, впрочем как и высокого уровня диагностики, а также эффективного и инновационного подхода в лечении.
Несмотря на высокую заболеваемость сахарным диабетом в Украине, анализ экономических потерь является важной задачей для оценки возможного положительного эффекта для ВВП нашей страны при улучшении диагностики и лечения этого заболевания. В этом смысле очень интересным является исследование, которое провели «Киевская школа экономики» (KSE) и «Ассоциация производителей инновационных лекарств» (APRaD) в 2020 году. Оно называется «Анализ системы лечения и расчет экономических потерь от сахарного диабета в Украине» 1 и полностью демонстрирует, насколько выгоднее государству своевременно и полноценно финансировать программы поддержки людей с диабетом, чем получать потом убытки от лечения тяжелых осложнений и их жизни в состоянии нетрудоспособности и инвалидности. Не говоря уже о социальном и моральном аспекте проблемы. Приводим некоторые цитаты из этой работы и попробуем их проанализировать.
В чем суть?
Результатом исследования стало фармакоэкономическое моделирование течения диабета и его осложнений в Украине, а также расчет потерь для экономики в период 2020-2030 годов. Для моделирования исследователи провели адаптацию модели PROSIT к украинской популяции и расходов на лечение диабета и его осложнений. На данном этапе установлено, что общие потери экономики (economic burden) для лечения диабета и его осложнений в Украине составляют 36-104 млрд. грн. в год (1-2,5% ВВП).
Следует отметить, что сравнительный анализ базируется на опыте и показателях референтных стран, то есть схожих по социально-экономической ситуации с Украиной, и не использует данные исключительно развитых, в частности, европейских стран.
Важно, что в исследовании анализируются не только прямые расходы (например, на медикаменты, оборудование, стационар, прием врача и т.д.), которые составляют 60%, а также косвенные расходы (до 35%), возникающие от потери дееспособности людей с диа из-за осложнений болезни.
Большой массив данных, цифр, фактов, воплощенных в инфографику, в частности, подтверждающих экономический эффект от стопроцентного перехода людей с диабетом на аналоги инсулина, или снижение среднего уровня гликированного гемоглобина на 1% у украинцев с СД, красноречиво демонстрирует оптимальную и экономически обоснованную стратегию поддержки больных диабетом для государства и системы здравоохранения Украины.
Проблемы терапии СД 2-го типа
По обновленным международным рекомендациям лечения СД (2019-2020 гг.) в приоритете препараты, снижающие кардиоваскулярные, ренальные риски и риски гипогликемии. В странах Восточной Европы широко распространена реимбурсация всех 5 классов пероральных сахароснижающих препаратов и аналоговых инсулинов. Из всех диагностированных пациентов с СД 2 в Украине 11,3% (138 990) принимают препараты инсулина, что на 25% ниже показателя в Польше (14,1%). В Украине есть необходимость раньше начинать инсулинотерапию при диабете 2-го типа.
По оценкам KSE, потребность украинских пациентов в инсулине покрыта на 70%. В Украине доступ к аналогам инсулинам имеют лишь около 19% больных. Для сравнения, в Турции и Латвии эта цифра составляет 95%. Увеличение доли аналогов инсулина в лечении позволит безопасно наращивать дозу (титровать инсулин), избегая гипогликемии и достигая лучших показателей компенсации диабета среди инсулинозависимых больных. При переводе остальных (70%) пациентов на аналоги инсулина расходы государства на диабет будут уменьшены приблизительно на 0,15 млрд грн (а это 150 000 000 грн) в год (!). Кстати, это позволит приобрести 1500 инсулиновых помп для людей с СД. И эта цифра смоделирована именно для Украины.
Комментируя данные анализа, активистка харьковской группы «Диа-Дзен — путь к гармоничным сахарам» Елена Вишня, считает одной из основных причин сложной ситуации с лечением диабета в Украине — низкий уровень контроля сахара в крови среди украинцев с диабетом как с 1м, так и с 2м типом диабета: «Только 30% людей с диабетом у нас измеряют сахар хотя бы 5 раз в неделю, что считается по стандартам необходимым минимумом в достижении компенсации».
Постановка целей для врачей и государства
- Снижение среднего уровня гликированного гемоглобина на 1% (например, с 10% до 9%) среди популяции людей с диабетом обоих типов в Украине позволит предотвратить потери 1,8-2,6 млрд грн в год для всех больных диабетом пациентов. Достижения больными цели компенсации диабета (НbA1c <7% для большинства больных) должно быть установлено как качественный показатель работы семейного врача и эндокринолога.
- С 2021 необходимо ввести массовый скрининг на диабет среди группы риска (реимбурсация измерения уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина). Регулярное лабораторное измерение показателей риска возникновения диабета у пациентов с заключенными декларациями должен стать одним из KPI для семейных врачей.
- Необходимо обеспечить реимбурсацией тест-полосок для контроля глюкозы. Сейчас только 30% пациентов на инсулинотерапии регулярно измеряют уровень глюкозы (регулярное ежедневное измерение уровня глюкозы при использовании инсулиновых препаратов может снижать уровень гликированного гемоглобина на 1-2%). Также необходимо предоставить возможность людям с диабетом проходить тест на гликированный гемоглобин (НbA1c) каждые 3 месяца в случае отсутствия компенсации и каждые 6 месяцев в случае контроля диабета.
Предложения
- Разработать длительный национальный план борьбы с диабетом с конкретными показателями эффективности (по аналогии с другими странами, где такие планы успешно внедряются).
- Внедрить регулярное обновление клинических протоколов лечения диабета в соответствии с международными стандартами.
- Улучшить уровень диагностики и скрининга, внедрить систему поощрения и обучения семейных врачей современным практикам с четкими ключевыми показателями эффективности, диджитализировать мониторинг пациентов семейного врача.
- Повысить доступ к эффективному лечению путем расширения программы реимбурсации — как современными неинсулиновыми препаратами, так и аналогами инсулина, что позволит снизить экономические потери.
Резюме
Вышеописанные инициативы должны стать частью национального плана борьбы с диабетом (такие планы и/или национальные стратегии существуют во многих европейских странах) на 2021-2025 годы с конкретными измеряемыми KPI и бюджетом. Такой программы в Украине пока, к сожалению, нет.
Диабет: общая статистика
• Сахарный диабет занимает 7 место в мире по количеству потерянных QALY *, при этом диабет является одним из основных факторов риска в развитии кардиоваскулярных нарушений.
• По оценкам Международной диабетической федерации распространенность заболеваний диабетом в Украине составляет 7,3%.
• «Омоложение» диабета еще больше повышает economic burden этого заболевания.
• В Украине распространенность осложнений диабета выше, чем в странах Европы (Великобритания, Польша).
• Оценка общего количества больных диабетом в Украине — 3500000 человек, среди которых диагностированы — 1200000 (35%). Процент недиагностированного диабета — 65%, и это в 2 раза выше, чем в Великобритании (33%) и Польше (31%).
* Качество скорректированного года жизни или качество жизни с поправкой на год (QALY) является общим показателем бремени болезней, в том числе такого как качество и количество жизни. Он используется для экономической оценки стоимости медицинских вмешательств. Один QALY соответствует одному году безупречного здоровья. Показатели QALY варьируются от 1 (безупречное здоровье) до 0 (мертвые). QALY можно использовать для информирования при определении покрытия медицинского страхования, решениях о лечении, для оценки программ и для определения приоритетов для будущих программ.