Поиск
Close this search box.

Гипогликемия. Тяжелый разговор

Гипогликемия, которая произошла однажды… Беспокоит время от времени… Стала событием, которое делает жизнь невыносимой… Так трудно об этом говорить даже с близкими. И человеку с диабетом, и иногда самому врачу. Но именно врачу и выпадает миссия найти «рецепт открытости» для человека, сидящего перед ним в кабинете. Так часто случалось в практике эндокринолога из Винницы Юлии Кривовяз
Table of Contents

Со всей серьезностью

Любая гипогликемия, даже легкая — это энергетический голод для головного мозга, нарушение передачи импульсов в нем. Гипогликемия с потерей сознания в дальнейшем может давать проявления энцефалопатии, возможно возникновение тяжелых осложнений со стороны сердца и мозга, даже инфаркт миокарда и инсульт. Резкие перепады сахаров ведут к осложнениям со стороны таких органов как глаза, почки. Уже доказано, что частые гипогликемии у людей старшего возраста провоцируют в будущем развитие деменции, болезней Паркинсона и Альцгеймера.

Влияние гипогликемии на человека нельзя переоценить: ухудшается качество жизни, возникает страх, изменения в поведении. Особенно это касается группы риска, а именно людей с СД 2-го типа, старшего возраста, с наличием кардиальной патологии. Каждая гипогликемия может стать роковой, особенно если она скрыта, и человек ее не чувствует. Вот почему так важно говорить о гипогликемии, чтобы в первую очередь учиться ее предупреждать.

Почему промолчать — не лучше

Ситуации сокрытия эпизодов гипо- бывают разные: это зависит и от человека, и от тяжести приступов. Какие основные причины демонстрируют мне мои пациенты?

  • Легкомысленное отношение. В основном, это подростки и молодые люди, которые слишком упрощенно относятся не только к гипогликемии, но и к другим вещам в жизни.
  • Недооценка опасности. Как правило, это люди, которые столкнулись с гипогликемией впервые и в легкой форме, или приступы случаются настолько часто, что они воспринимают их за норму жизни.
  • Нежелание огорчать близких и родственников.
  • Неспособность идентифицировать гипогликемию из-за отсутствия информации и знаний.
  • Страх признать перед врачом или родственниками свою ошибку в том, что гипогликемия произошла. Люди с большим стажем диабета не хотят признаваться в своих промахах в достижении компенсации в лечении СД.
  • Скрытие самого факта наличия у человека сахарного диабета и, разумеется, эпизодов гипогликемии. Это происходит из-за страха перед жалостью, повышенным вниманием или наоборот пренебрежительным отношением, а также потерей должности или доверия коллег и тому подобное.

Косвенные доказательства

Врач с опытом не может не заметить изменения в поведении и жалобах у своих пациентов, переживших приступ гипогликемии, но продолжающих об этом молчать. О чем же стоит спросить своего пациента, возможно даже опередив его? Следует спросить, во-первых, есть ли жалобы у человека с СД на утреннюю слабость, вялость, снижение работоспособности, и т.д., которые проходят после завтрака. Это уже повод заподозрить перенесение гипогликемии.

Во-вторых, надо с предостережением реагировать на жалобы на боли в сердце, на проявления стенокардии. Так как это может быть проявлением гипогликемии у человека старшего возраста.

В-третьих, симптомами гипогликемии могут быть онемение нижней губы или кончика языка, которые часто бывают нетипичными предвестниками гипо-. Встревожить эндокринолога должны заключение врача-офтальмолога, в котором указано, что имеются свежие кровоизлияния на сетчатке глаза, которые могут быть свидетельством перепадов сахара в крови.

Четвертое, свидетельством ночной гипогликемии может быть пробуждение среди ночи от ужаса, который приснился, и в холодном поту. Утренняя головная боль, не связанная с повышением АД, а также повышенный уровень глюкозы в крови, как проявление синдрома Сомоджи, также являются косвенными свидетельствами того, что человек перенес гипогликемию.

Без сомнений

Что касается прямых клинических подтверждений эпизода гипогликемии у человека с СД, то можно говорить о адренергических симптомах (бледность, повышенная потливость, тремор, чувство голода, учащенное сердцебиение) и нейрогликопенических проявлениях (головная боль, потемнение в глазах, изменение поведения, шаткость ходьбы, нарушение координации движений, потеря сознания, и т.д.). Как правило, такие состояния длятся 5-10, максимум 15 минут, но точное время приступа у пациента, скрывающего гипогликемию, к сожалению, установить невозможно. Степень же тяжести гипогликемии можно определить по тому, был ли человек сам в состоянии помочь себе и принял быстрые углеводы, или ему помогали в этом окружающие. Если человек в состоянии гипогликемии помог себе сам, то это легкая гипогликемия. Если же человек в сознании, но нуждается в помощи посторонних лиц, это проявление средней гипогликемии (level 2). Потеря сознания — проявление тяжелой гипогликемии, при которой нужно вводить глюкагон внутримышечно или глюкозу внутривенно.

Важно, что проявления гипогликемии достаточно индивидуальны, в частности у пожилых людей или с диагнозом нейропатия гипогликемии могут быть бессимптомными.

С чего начнем?

Безусловно, я бы советовала врачу начинать разговор с важности проблемы и разъяснения последствий гипогликемии, а лучше — ориентируясь на индивидуальный прогноз, исходя из анамнеза, возраста, пола и сопутствующих заболеваний. Абсолютно не стоит человека с диабетом и его родственников пугать или обвинять. Надо стать источником жизненно важной информации. И, конечно, люди более способные к глубокому восприятию действительности, к анализу и критическому мышлению, быстрее откликаются на такой посыл.

Важно спокойно объяснить, что очень вероятно, что эпизоды гипогликемии имели место, а возможно даже продемонстрировать наглядно, какие именно симптомы у пациента из тех, что он перечислил. И часто достаточно быстро выясняется такое достаточно «спокойное» проявление перенесенной гипогликемии, как снижение памяти. Рассказывая пациентам о возможных ухудшениях зрения, подвожу к возможности потери работоспособности, то есть к снижению качества жизни и лишении себя возможности быть счастливым человеком. Сегодня люди, особенно активные, работающие, занятые заботой о детях и внуках, очень боятся стать беспомощными и превратиться в обузу для близких. Поэтому пациента важно не напугать, а дать ему толчок прислушиваться и задуматься. А еще люблю приводить положительные примеры и часто вспоминаю некий «каминг-аут» моей давней пациентки Илоны Микитюк, которая на своей странице в Facebook рассказала свою историю с гипогликемией. Это пример того, как не терять оптимизм, хорошо понимая, что гипогликемия — это не только личное.

Говорят даже в Facebook
О гипогликемии важно говорить как с людьми с диабетом 1 и 2 типа, так и с их родственниками. Почему? Прежде всего, далеко не все люди с диабетом знают, как проявляется гипогликемия, каковы ее симптомы и как помочь в этом случае себе (если сознание не потеряно) или близкому человеку, и просто прохожему. Стоит знать о клинических проявлениях этого состояния и понимать, что далеко не все они могут проявляться одновременно, а у людей с солидным стажем СД и вообще могут отсутствовать. Учить и рассказывать важно о том, как правильно лечить гипогликемию. Насколько непросто даже правильно оказать первую помощь. Об этом — уже на страницах Facebook  в специальных группах общественных организаций, ассоциаций, объединений и отдельных неравнодушных людей.

Нос разбит, голова цела!

Илона Микитюк, 37 лет, г. Винница

Никогда не думала, что следствием гипогликемии может быть ТАКОЕ …

… Суббота, десять часов утра, я меряю сахар, и глюкометр показывает 3,3 ммоль / л. Стоит отметить, что за час до этого уровень глюкозы в крови был слишком высок. Понимая, что сахар падает слишком быстро и слишком резко, я иду на кухню и ем «быстрые» углеводы. Возвращаюсь в комнату, сажусь за письменный стол, у меня кружится голова, я на минутку теряю сознание и, видимо, ударяюсь носом о ребро стола, то есть «клюю носом» в прямом смысле этого выражения. Пишу «наверное», потому что самого момента удара я не помню, а когда пришла в себя, то нос был весь в крови и на полу была небольшая лужица крови. Нос «немножко» болел, но я его помазала мазью, которая предотвращает отеки и гематомы, и на этом успокоилась…

… Все «самое интересное» началось на следующее утро, когда я проснулась и, попробовав открыть глаза, поняла, что что-то мешает мне это сделать! Подошла к зеркалу и, честно говоря, даже испугалась — под глазами огромные синяки. Они, слава Богу, не болели, но вид у меня был еще тот.

…В воскресенье я целый день не выходила из дома, но в понедельник и вторник я не могла позволить себе такой роскоши — были некоторые дела… И если на улице я прятала свои синяки под солнцезащитными очками, то в помещении очки приходилось снимать. И объяснять, откуда у меня такой «боевой макияж»…

Эту историю я рассказала не для того, чтобы развеселить вас (хотя, если мои «приключения» улучшили ваше настроение, я только порадуюсь этому факту). Просто в очередной раз хочу подчеркнуть, что гипогликемия — это серьезно и опасно, и пренебрегать не стоит, ибо последствия могут быть трагическими и даже фатальными. И мне просто повезло, что в этот раз все обошлось лишь косметическими и визуальными проблемами!

P.S. Хочу подчеркнуть, что ударилась носом, и с головой у меня все в порядке! Это я на всякий случай … если кто-то будет сомневаться в моей адекватности.

Берегите себя!

На будущее

Каждый пациент должен осознавать, что эпизод(ы) гипогликемии — это серьезный повод для корректировки лечения СД. Что же касается рекомендации новейших лекарств, инсулиновых помп или систем непрерывного мониторинга глюкозы, то следует выбирать тактику информирования о новых и часто дорогостоящих средствах, ведь не каждый может себе позволить тот или иной инновационный препарат, непрерывную систему мониторинга глюкозы. Мы не можем оценивать пациента по его платежеспособности, но он должен быть сведущим в новейших средствах и знать все «плюсы» и минусы» таких изобретений современной медицины. Также я всегда делюсь информацией о программах, в которых пациенты могут получать льготные лекарства или устройства для обеспечения эффективной компенсации в лечении. В частности, благодаря поддержке компании Ново Нордиск проводится программа по обеспечению больниц бесплатными системами непрерывного мониторинга гликемии для людей с диабетом.

О iPro2 для украинцев
55 лечебно-профилактических учреждений Украины бесплатно получат современные системы слепого непрерывного мониторинга уровня глюкозы крови iPro2. Это сенсоры, которые автоматически (288 раз в сутки) определяют уровень глюкозы в крови у людей, живущих с сахарным диабетом. Систему мониторинга пациенты носят до 6 суток. Затем все данные врачи переносят в компьютер и трактуют с помощью программы, в которой отражаются профиль глюкозы и, соответственно, корректируют лечение со специалистом, если это нужно.